НОВОСТИ     СТАТЬИ     ДОКУМЕНТЫ     ПРОПОВЕДИ     ПРЕСТОЛ     СВЯЗЬ     ГОСТИ     ЖУРНАЛ  


ВЕРНИТЕ ГОСПОДУ ДОЛЖНОЕ ЕМУ!


Успенская Кіево-Печерская Лавра… Одинъ изъ немногихъ земныхъ удѣловъ Пресвятой Богородицы, дѣтище монаховъ Антонія и Ѳеодосія, этихъ подвижниковъ благочестія вселенскаго масштаба, на практикѣ реализовавшихъ самый, пожалуй, вдохновенный замыселъ своего великаго предшественника, митрополита Илларіона. Мѣсто, гдѣ издревле трудились ярчайшіе свѣтильники Русскаго Православія, средоточіе духовной жизни всей Восточной Европы, жемчужина архитектуры, кладезь научныхъ знаній. Именно поэтому, преодолѣвая многочисленныя личныя невзгоды и разстоянія, въ Старыя Времена толпами шли сюда люди – къ молитвѣ и покаянію, на исцѣленіе и стремясь получить духовное отдохновеніе. Причемъ для каждаго паломника сердобольная монастырская братія находила слова утѣшенія, безплатный кровъ и кусокъ хлѣба…


Однако нынѣ, дорогой читатель, данная идиллія уже давно, похоже, канула въ Лѣту. Во-первыхъ потому, что, несмотря на всѣ сегодняшніе разговоры о демократіи, Церкви здѣсь по-прежнему принадлежитъ лишь сравнительно небольшая часть ея исконныхъ владѣній. Къ которымъ, во-вторыхъ, простому обывателю не такъ-то легко бываетъ и подступиться, ибо въ раскинувшихся окрестъ «свѣтскихъ владѣніяхъ» съ него на каждомъ шагу суровыя «тети въ штатскомъ» требуютъ денежную мзду. Начиная съ такъ называемой «платы за входъ»…


«Піастры, давайте ваши піастры!»


На картѣ нашего города эта мужская обитель извѣстна еще съ 11 вѣка. Шло время, смѣнялись царства и эпохи, но здѣсь, подъ сводами Главнаго и Больничнаго монастырей, въ Голосеевской и Китаевской пустыняхъ, во храмахъ Дальнихъ и Ближнихъ пещеръ, съ 1592 года осѣненныхъ именемъ «Лавра», а съ 1668 даже управляемыхъ спеціальнымъ Соборомъ, постоянно горѣла неугасимая лампада Истинной Вѣры, хранимая отъ окружающихъ потрясеній молитвою, трудами, а то – и жизнями самоотверженныхъ насельниковъ.


Но врагъ рода человѣческаго, не дремлетъ, постоянно измышляя способы совращенія грѣшныхъ и слабыхъ людей съ праведнаго пути, маскируя неизбѣжное отступничество ихъ отъ Бога сладкими грезами «всеобщаго благоденствія». Къ примѣру, что ни говори, но фактъ налицо: когда въ февралѣ 1917 г. демократы, лишивъ Трона Императора Николая Второго, ликвидировали угодное Господу Самодержавіе, по всей Руси Великой, и въ томъ числѣ – въ Кіевѣ, мало кто встрепенулся – «кривая куда-нибудь, да вывезетъ, и все останется по прежнему, если не лучше – свободу вѣдь объявили!» И только когда 29 сентября 1926 г. звѣри въ человѣческомъ обличии вмѣсто Лавры породили «государственный заповѣдникъ», многіе поняли – испытанія грядутъ суровыя!


Ранней весной съ группой старшеклассниковъ отправляемся поклониться мощамъ въ Дальнія пещеры. Однако радость общенія со святынями продолжалась всего лишь до главныхъ воротъ, гдѣ нѣкая охранница встрѣтила юныя души свирѣпымъ окрикомъ: «Куда прете! Билеты купили?». Видя, какъ отъ такого «ласковаго пріема» наши дѣти скисаютъ буквально на глазахъ, пытаемся то ли оправдываться, то ли объясниться: молъ, мы не идемъ въ здѣшнія музеи, наша цѣль совсѣмъ другая, вотъ, смотрите, съ нами даже священникъ! Но не тутъ то было: въ отвѣтъ раздается фраза, отъ которой, чувствую, начинаютъ чесаться руки: «Тутъ вамъ никакая ни церковь! Здѣсь - зона ЮНЕСКО! И вы обязаны платить за входъ!» Столь же нелѣпо закончится и любая попытка пройти къ могилѣ П.А.Столыпина, но уже снизу, - развѣ что, для разнообразія, усердныя служители еще и за фалды пиджака схватятъ! А такъ ничего - ежедневно приходимъ, крестясь на изображенія святыхъ и купола, чтобы затѣмъ робко протискиваться мимо грозныхъ стражей со словами: «Я - въ историческую библіотеку!»


Совсѣмъ какъ въ случаѣ съ оловяннымъ солдатикомъ Ганса-Христиана Андерсена, у котораго злая крыса постоянно вымогала пропускъ…


Вавилонское столпотвореніе.


Уже въ Ветхомъ Завѣтѣ находимъ предостереженіе относительно того, чтобы представители разныхъ половъ не носили нарядовъ другъ друга, ибо данное дѣйство - грѣховно. Въ Книгѣ Левитъ (17, 16) значится: «Если же кто не вымоетъ одеждъ своихъ и не омоетъ тѣла своего, то понесетъ на себѣ беззаконіе свое». И, наконецъ, тѣ же священные тексты недвусмысленно запрещаютъ женщинамъ входить въ церковь простоволосыми, а мужчинамъ, наоборотъ, появляться тамъ въ головныхъ уборахъ. Словно комментируя данныя суровыя требованія, святитель Ѳеофанъ Затворникъ на страницахъ «Утѣшенія скорбящимъ» въ свое время писалъ: «Господь любитъ васъ и взялъ васъ въ руку, чтобы вытѣснить изъ васъ все негожее. Какъ прачка мнетъ, третъ и колотитъ бѣлье, чтобы убѣлить его, такъ и Господь третъ, мнетъ и колотитъ васъ къ наслѣдію Царства Своего»…


А вы когда-нибудь наблюдали, въ чемъ сейчасъ люди ходятъ въ Лавру? Для интереса отправляйтесь поутру къ ея центральнымъ воротамъ и посмотрите – не то что волосы, лысина дыбомъ станетъ…


Вотъ неторопливо покидаетъ свой шикарный автобусъ группа европейскихъ туристовъ. Каждый изъ нихъ слѣдуетъ вальяжно, словно находится не въ центрѣ континента, а гдѣ-то въ джунгляхъ Африки, среди дикарей и невѣждъ. Чавкая жевательной резинкой, громко разговаривая, зѣвая до самыхъ ушей, непрерывно щелкая фотоаппаратами, направо и налѣво раздавая дурацкія пластмассовыя улыбки. Какія тамъ платочки и картузы, гляди, въ сторонку, посцать за уголъ скоро начнутъ отходить. И хоть бы кто изъ присутствующихъ здѣсь же нашихъ соотечественниковъ хоть одинъ разъ, не дай Богъ ругнуться, попытался бы остановить все это безобразіе…


Но не слѣдуетъ считать, что все зло исходитъ отъ Запада По правдѣ говоря, «свои» молодежныя компаніи порой ничуть не лучше – тутъ и крашенные «перьями» волосы, и грязные, неопредѣленнаго цвѣта и формы, брюки, и, безъ сомнѣнія, вездѣсущіе сѣмечки, мусоръ отъ которыхъ слоями ложится буквально вездѣ. Смѣхъ, матъ, толкотня, плевки, сигарета въ рукавѣ, бутылка пива въ карманѣ, и это омерзительное выраженіе въ глазахъ: зачѣмъ мнѣ все это, оставьте, наконецъ, меня въ покоѣ! Зайдутъ вовнутрь - словно тайфунъ пролетѣлъ!


Подъ стать посѣтителямъ и «охрана»! Сколько не жалуйтесь, въ частности, любому изъ ея сотрудниковъ, что на территоріи Лавры кто-то, допустимъ, ведетъ себя неподобающе, отвѣтъ будетъ всегда одинъ: «А я что, нянька каждому посѣтителю!»


Прости имъ, Господи, ибо не вѣдаютъ, что творятъ!…


Святилища – въ торжище!


На зарѣ совѣтской власти, при излетѣ далекихъ теперь отъ насъ двадцатыхъ, въ тогдашней УССР существовала правительственная инстанція съ достаточно смѣшнымъ названіемъ ВУЦИК, что значило «Всеукраинскій центральный исполнительный комитетъ». Такъ вотъ, дѣятели именно этой «веселой конторы» въ конечномъ итогѣ и добили Лавру, однимъ росчеркомъ пера превративъ 30 гектаровъ ея владѣній въ чисто свѣтское учрежденіе. А дальнѣйшее, что называется, было уже дѣломъ техники…


Какъ грибы послѣ дождя, въ срочномъ порядкѣ появляются тутъ затѣмъ музеи книги, драгоцѣнностей, декоративнаго искусства, театра, музыки и кино, правленія республиканскаго, областного и городского отдѣленій Украинскаго общества охраны памятниковъ исторіи и культуры (УТОПИК), многочисленные кафе и бары, сувенирныя лавки и магазины, заведенія системы общепита, больницы и поликлиники, нѣсколько жилыхъ домовъ и даже посольство. Захлебываясь отъ восторга, энциклопедическій справочникъ «Кіевъ» за 1982 годъ, между прочимъ, писалъ: «Заповѣдникъ посѣщаютъ около полутора милліоновъ человѣкъ ежегодно». Сейчасъ же, въ пору безраздѣльнаго господства откровеннаго стяжательства, цифра эта, разумѣется, возрастаетъ въ ариѳметической прогрессіи. Однако есть тутъ одна странная деталь.


Единственной организаціей, достойной, по нашему мнѣнію, навѣчно быть сохраненной въ предѣлахъ Кіево-Печерской Лавры, является Національная историческая библіотека – подлинная сокровищница духовной культуры, среди 700 тысячъ единицъ храненія которой есть не только «Ключъ разумѣнія» И.Галятовского (1659), «Требникъ» и «Эвхалионъ» П.Могилы (1646), изданные И.Федоровымъ Библія и Новый Завѣтъ (1580-1581), но и, страшно вымолвить, рукопись «Древняго помянника» 1483 года. Сторонники сохраненія въ обители нынѣшняго status quo постоянно твердятъ: эти книгохранилища существуютъ главнымъ образомъ отъ щедротъ «чисто свѣтскаго, лаврскаго, прости Господи, сервиса». Напрочь забывая о томъ, что послѣднихъ почему-то не хватаетъ даже на настольныя лампы въ читальныхъ залахъ, а ихъ директоръ, очаровательная и рѣшительная женщина, скудныя цѣлевыя средства Министерства культуры вынуждена бросать главнымъ образомъ на авральныя работы въ подвалахъ и подсобныхъ помѣщеніяхъ.


Ибо, по слову Спаса нашего Іисуса Христа, «не можетъ дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».


Кто виноватъ и что дѣлать?


Въ одной изъ работъ по исторіи французской Смуты конца 18 столѣтія можно встрѣтить такія слова: «Въ томъ, что происходитъ революція, виноваты всѣ». Сказано на удивленіе точно: тѣ, кто сражался за наши Православныя Святыни, въ будущемъ понесутъ наказаніе за то, что врага не одолѣли, оставшиеся въ сторонкѣ - за равнодушіе, непосредственные разрушители – за свои откровенные преступленія…


Выходъ же изъ описанныхъ выше позорныхъ ситуацій можетъ быть лишь одинъ – безотлагательно сдѣлать такъ, чтобы вся Успенская Кіево-Печерская Лавра, до послѣдняго кирпичика, вмѣстѣ съ аграрными угодьями, злодѣйски растащенными еще въ 1917-1918 годахъ, была немедленно возвращена Истинно Православной Церкви.


Причемъ именно той по формѣ и сути, у которой все это когда-то отобрали…


Рабъ Божій Александръ Машкинъ.



РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ
КЁНИГСБЕРГСКIЙ ПРИХОДЪ СВ. ЦАРЯ-МУЧЕНИКА НИКОЛАЯ II
e-mail: info@virtus-et-gloria.com